Темой сегодняшнего разговора будет цикл обработки пейзажной фотографий — начиная от конвертации RAW и заканчивая финишной обработкой средствами графического редактора.
Ранее эта тема мной уже поднималась, Вы можете почитать про RAW конвертеры для Nikon, Как добавить красок на фотографию (использование подложек), Конвертер RAW для Linux Darktable, Конвертер RAW для Linux RawTherapee, Обработка фотографий в Linux с помощью редактора GIMP.
Как заметит внимательный читатель, до этого момента практически все статьи рассказывали про обработку и конвертацию фотографий в среде Linux. Однако, пришла пора перемен. Рассмотрим те же процессы, только в среде Windows. Сегодня нашими помощниками будут Nikon Capture NX2 для конвертации RAW и Adobe Photoshop для финишной обработки фотографии.
Речь в статье пойдет именно о пейзажном фото, ибо темы ретуши, что важно для портретной фотографии, затронуты не будут. Основная работа с пейзажной фотографией — это работа с цветом. Ретушь требуется в очень редких случаях, а именно тогда, когда при съемке не удалось убрать из кадра лишнее (вроде пустых бутылок, гор мусора или нависающих проводов). Поверьте, лучше потратить время при съемке и скопмоновать кадр так, чтобы «мусора» не было, чем потом тратить время на ретушь.
Открываем RAW-файл в Nikon Capture NX2. Для начала осмотримся. Обратите внимание на панель инструментов слева — в основном с ней мы и будем работать.
Перед началом работы с RAW (да и не только с RAW) надо примерно представить себе результат, к которому мы будем стремиться, и набросать план действий. Результат представлен в начале статьи, ну а план выглядит примерно так.
Основные операции для RAW:
- настройки баланса белого;
- коррекция экспозиции;
- коррекция дисторсии;
- удаление хроматических аберраций;
- удаление виньетирования.
В принципе, на этом работу в конвертере RAW можно закончить и перейти в графический редактор. Однако я советую сделать еще несколько действий именно в конвертере, поскольку он работает с RAW-файлом, что означает меньшие потери в качестве. В Nikon Capture NX2 я пользуюсь следующими инструментами:
- Color Control Points (для локальной работы с яркостью, контрастом и насыщенностью);
- Unsharp Mask.
Некоторые любят использовать инструмент Picture Control с предустановленными настройками для пейзажа, портрета и т.п., но я предпочитаю работать самостоятельно. Например, предустановленные настройки для пейзажа дают чересчур контрастное фото. Мне такой результат категорически не нравится.
Итак, фотография есть, план действий составлен. Поехали!
Я не буду упоминать в статье кадрирование — и так понятно, в каких случаях оно нужно и как его делать. Про кадрирование уместнее говорить в статье про композицию, нежели про обработку фотографий.
Корректировка баланса белого
Для изменения баланса белого (white balance) заходим в раздел Camera Settings в панели слева и делаем те настройки баланса белого, что соответствуют нашим представлениям. В выпадающем меню можно выбрать стандартные варианты — Облачно, Тень, Лампа накаливания и так далее. Если эти варианты не подходят, можно вручную выставить значение температуры в Кельвинах. В результате настройки баланса белого фотография принимает следующий вид:
Корректировка экспозиции
Заходим в раздел Quick Fix и, для начала, рассматриваем гистограмму. Она сдвинута вправо, что означает переэкспонированный кадр.
Сместим точку черного вправо и добавим точки локального контраста до достижения желаемого эффекта. По желанию можно сдвинуть ползунки Hughlighr Protection (Восстановление светлых участков) и Shadow Protection (Восстановление темных участков). Гистограмма приобретет следующий вид:
На примере ниже можно посмотреть, как изменилась фотография в результате настроек экспозиции и работы с кривой.
Устранение недостатков оптики
Переходим в раздел Camera & Lens Corrections, чтобы исправить дисторсию, убрать виньетирование и хроматические аберрации.
Фотографии ДО и ПОСЛЕ: особенно заметна коррекция дисторсии.
Теперь переходим к добавлению эффектов, которые лучше применять к RAW-файлам. Начнем с инструмента Color Control Point. Найти его можно на панели вверху.
Что представляет собой инструмент Color Control Point? Это очень полезный инструмент в Nikon Caprute NX2, который позволяет работать с маленькими участками фотографии и исправлять яркость, контраст и насыщенность, не затрагивая соседние участки. Как он работает? Ставим точку в том месте, которое требует доработки, и с помощью ползунка выбираем радиус воздействия.
Затем двигаем ползунки настроек яркости, контраста и насыщенности.
Помимо этих настроек, в меню Color Control Point можно изменить основной тон выделенного участка:
В результате получаем следующий эффект на фото:
Инструмент Color Control Point очень полезен в тех случаях, когда хочется доработать локальные участки фотографии: затемнить слишком яркое, осветлить тени, сделать цветок более красным/желтым/зеленым и так далее. Инструмент хорош тем, что он сам делает плавный переход между участком, над которым мы работали, и остальной областью фотографии, в результате чего изменения выглядят гармонично (если не перестараться с обработкой ).
Наконец, последнее действие, которое я делаю в Nikon Capture NX2, — это повышение резкости. Делается это с помощью знакомого всем инструмента Unsharp Mask:
Все, работа в конвертере закончена. Осталось только конвертировать фотографию. Я предпочитаю 16-битный формат TIFF — он сохраняет больше деталей.
Продолжаем дальнейшую обработку фотографии, на этот раз средствами Adobe Photoshop.
Для начала поработаем с цветом, для чего переведем фотографию из режима RGB в режим LAB.
После чего откроем инструмент Кривые (Curves) и попеременно сделаем настройки в каналах А и В.
Канал А влияет на красный и зеленый цвета, канал В — на синий и желтый. С помощью работы с кривыми можно добиться усиления цветов. Для этого сдвигаем точки черного и белого на одинаковое расстояние в сторону центра, вот так:
К сожалению, выбранная мной фотография плохо подходит для иллюстрации работы в цветовом пространстве LAB — изменения столь незначительны, что можно было смело опустить этот пункт обработки. В следующий раз я покажу работу в LAB на более подходящем примере, и Вы удивитесь, насколько лучше становится фотография.
Наконец, еще один инструмент, достойный внимания — это все тот же Unsharp Mask. Я повышаю резкость дважды — в RAW и в TIFF. Мне кажется, так получается более резкие фотографии.
Чтобы повысить резкость фотографии, первым делом создадим копию нашего слоя.
Затем применим к нему инструмент Unsharp Mask, не боясь немного перешарпить фотографию.
Теперь дело осталось за малым — изменить прозрачность слоя с повышенной резкостью так, чтобы общий результат выглядел приемлемо (1 кадр с перешарпом, 2 — прозрачность слоя с перешарпом изменена на 30%).
Повышение резкости на дублирующем слое помогает избежать появления нежелательных артефактов и ореолов по контурам.
Важный момент — повышать резкость надо ПОСЛЕ масштабирования фотографии. Если делаете фотографию для публикации on-line, сначала измените ее размер до 1000 по широкой стороне, и лишь потом применяйте инструмент Unsharp Mask.
Итак, обработка фотографии на этом может считаться оконченной! Что мы делали:
- работали с RAW в конвертере Nikon Capture NX2, изменяя баланс белого и экспозицию, устраняя дисторсию и хроматические аберрации;
- работали с 16-битным TIFF в Adobe Photoshop в цветовом пространстве LAB и повышали резкость.
В итоге мы получили такую фотографию (сравнение ДО и ПОСЛЕ):
Повторю — в статье перечислены основные приемы для конвертации и обработки. В некоторых случаях требуется исправление перспективы, иногда надо выровнять горизонт (кому же понравится, когда горизонт завален); пейзажное фото нередко требует корректировки цветов с помощью инструмента Цветовой баланс… И так далее. Если интересно, могу подобрать пример фотографии, которая будет требовать всех этих манипуляций, и показать процесс ее обработки
Ну, а на сегодня все!
Ничего себе разница: просто день и ночь!
А всего 5-7 минут работы Я больше времени на скриншоты потратила, чем на собственно обработку
Спасибо за статью.
Как удобно, когда есть автокоррекция ХА и дисторсии. Пока быстрой борьбы с ХА на Linux так и не нашел, всё же Tokina 12-24 прилично хроматит.
С домиком фокус понравился, не припомню похожего инструмента в darktable и gimp.
С кривыми в LAB интересно получилось. Попробовал на скорую руку, картинка стала насыщеней и показалось, что сместился баланс белого в теплые цвета. Попробоавл сделать кривые с разнум углом цвет удалось сделать чуть холодней. Надо будет поэкспериментировать.
Я к вашй обработке добавил бы притенение неба, не нравится, когда оно белое.
Смущает использование больше одного раза USM. Все же в виду специфики этого метода, надо его использовать один раз уже на конечном размере. К слову, счастливым обладателям английского фотошопа, Павел Косенко сделал акшен, интелегентная резкозть, за основу взят USM.: http://pavel-kosenko.livejournal.com/46934.html
Остаётся только скачать, установить по одному клику и пользовать.
@ Игорь:
Я потому и перешла на NX2 — есть автокоррекция дисторсии и ХА, инструмент Color Control Piont, которого нет в программах под Линукс.
Притенить небо попробовала, мне самой оно не нравится. Но результат получился еще хуже, чем было в начале. Может, надо облака там нарисовать…
Двойное использование USM я увидела у какого-то форумчанина с форума никон-клуба, попробовала и поняла, что результат неплох. К тому же NX2 повышает резкость настолько аккуратно, что можно смело повышать резкость и в Фотошопе — артефактов и шума не будет.
Про экшн знаю, спасибо Как-нибудь попробую и сравню результаты.
USM делает рекую границу иллюцией, которую человек воспринимает как один резкий переход, на самом деле из одного перехода делается три. Но компьтер не страдает этим недостатком и при повторном проходе USM уже усиливает не одну изначальную границу, а все три. От сюда могут быть артефакты.
Ого, интересно, я не знала таких подробностей! Дома рассмотрю получившееся изображение в полном размере, поищу артефакты
Сегодня озадачился кривыми a и b, решил все же провести тест.
Взял три исходные картинки, две для теста монитора, где отображены крайние диапазоны цветов:
http://www.ixbt.com/monitor/methoda/lcd-test-wb.html
http://www.ixbt.com/monitor/methoda/lcd-test-bw.html
и одну сделал сам, в виде трех столбцов залитых градиентом, красного, зеленого и синего цветов.
Ко всем картинкам были увеличены углы кривых а и б на одну величину, а > b и a < b.
Моя картинка с градиентами получается насыщенней, но баланс белого уходит, об этом чуть позже. В картинке с нижним диапазоном цветов- пропадает информация в тенях, яркие цвета становятся чуть ярче, что и было замечено на моей картинке с тремя градиентами.
В светах происходят прям метамарфозы. Уходит баланс белого в зелень, попытки поставить разные углы на кривых привели к более менее результату но все равно цвет остался желтовато зеленый. Но это не самое интересное. В светах в зависимости от интенсивности цвета — поменялся оттенок. Красный стал оранжевым с переходом в желтый и из него в зеленоватый оттенок. Синий стал голубым. Зеленый сначала становится желтым, потом голубым.
Т.е. такой способ увеличивает яркость цветов, но пользоваться им надо осторожно и, думаю, что подойдет не к каждой фотографии.
ps Надеюсь не очень позанудствовал
Я не прав. Потестировал в фотошопе, таких косяков нет. Попробовал в гимпе через разбор цвета — тоже нет. А втот когда я через G’MIC управляю кривыми в LAB — получается тот бред, который я описал выше.
G’MIC мне сразу не понравился, когда я только открыла его в первый раз. Слишком топорная работа, слишком много недочетов и искажений…
К стати, очень понравилось цветность поднимать в лабе, раньше все мучал двумя слоями с разным смешиванием. Спасибо за подсказку.
А между ФШ и Гимп разница в работе кривых все же есть. На днях заканчивается триал период ФШ, придется его почистить
Сегодня еще потестировал повышение резкозти на картинке 900 х 600.
Больше понравился способ, почти мной оставленный, но, как показал тест, очень даже зря.
Алгоритм прост (это по сути ручной USM):
1. Создадим копию исходного слоя.
2. Обесцвечиваем слой «копия 1» с параметром «светимость»
3. Создаем копию из слоя «копия 1».
4. Установим режим смешивания слоя «копия 2» в «Разница».
5. Размоем слой «копия 2» с помощью фильтра «гауссовое размытие» с радиусом 2 px.
6. Объединим слой «копия 2» со слоем «копия 1»
7. Создадим копию из слоя «копия2»
8. Инвертируем слой «копия 3»
9. Установим режим смешивания темного слоя «копия 2» на «осветление»
10. Установим режим смешивания светлого слоя «копия 3» на «затемнение».
Супер, отличная статья! Ушел пробовать
@ Георгий:
Расскажите потом, как успехи
Я поражен, как многого я оказывается не знаю
Даже после коррекции raw файла в Nikon Capture NX2 внешний вид снимка уже сильно меняется!
Я еще даже до Photoshopa не дошел, а мне уже нравится результат
@ Георгий:
Здорово, что Вам нравится результат!
А я изменила процесс обработки, теперь добиваюсь резкости другим способом. После отпуска расскажу, каким именно.
Хорошо Вам отдохнуть и набраться сил для творчества!
Спасибо! А Вам удачи с изучением MAC и редакторов
Понравилась программа Capture NX2, gравда не могу понять идеологию сохранения raw файлов в Capture NX2, если сначала сделать кадрирование, или выровнять горизонт, а потом поправить экспозицию, то фотография возращается в первоначальный вид, до какдрирования или выравнивания горизонта. Что я делаю не так?
@ Георгий:
Я такое замечала, но не помню, как боролась с этим. Когда буду обрабатывать фотографии из отпуска, постараюсь исследовать этот вопрос и написать решение.
ок, спасибо.
@ Георгий:
Итак. В статье нет на это упора, видимо, поэтому Вы и нарушили порядок действий. А он важен Сначала надо делать манипуляции в разделе «Develop», и только потом переходить к «Adjust», в том числе к кадрированию и выпрямлению линии горизонта.
Конечно, можете нарушать порядок и делать так, как Вам удобнее. Все изменения останутся, только деактивируются при возврате к разделе «Develop». Так что кадрируйте, правьте экспозицию, а потом переходите в Adjust и активируйте сделанные изменения, просто кликнув на этот раздел.
На мой взгляд U-Point можно использовать и в Фотошопе, т.к. эта технология применяется в конверторе уже после RAW-преобразования в рабочем пространстве.
Вообще, на результат RAW-преобразования в Nikon Capture NX2 влияют только несколько параметров: резкость, Picture Control (это табличный ICM-профиль), баланс белого (умножение каналов на свой коэффициент), экспокоррекция программная (умножение всех каналов на общий коэффициент).
Поэтому, для вышеприведенного примера я бы составил такой алгоритм: выбор режима Picture Control (Нейтральный или Стандартный),отрицательная экспокоррекция (небо перебито), правка баланса белого. Коррекция оптики в автомате (в камере установить). Причем, можно в конверторе выбрать широкое цветовое пространство (например, ProPhotoRGB, оно излишне широкое, но зато в нем легко выставлять точки белого и черного и кривая хорошо работает). А все остальное бы можно и в Шопе сделать.
@ RAWshan:
Думаю, каждый выбирает тот метод обработки, который удобен ему. Мне больше нравится работать в CNX, чем в Фотошопе, поэтому стараюсь многие вещи делать именно там. Не думаю, что разница будет заметной.
@ Ameli K.:
Согласен, единственное что мне кажется в этом примере не оптимальным, так это применение кривой для компенсации экспозиции, на мой взгляд эффективней было скорректировать в минус Exposure Compensation, а уж потом применять кривую, когда информация о облаках появится в рабочем пространстве.
@ RAWshan:
Да, Вы правы, на выбитое небо я вообще не обратила внимания, не проработала его. Спасибо за замечание
@ Георгий:
В настройках программы есть галочка, не помню как называется, там еще в скобках, что то типа «для быстрых компьютеров». Включив её, все изменения будут постоянно отображаться в каком бы разделе вы не находились. Правда придется поплатиться скоростью и так не шустрой программы.