При съемке пейзажей фотографы часто не ограничиваются одним только выбором оптики. Во многих случаях при пейзажной съемке возникает необходимость в применении фильтров.
Пейзажные фотографы чаще всего предпочитают два вида фильтров:
- поляризационные — для съемки воды и других отражающих поверхностей и увеличения насыщенности цвета;
- нейтрально-серые фильтры (ND), в том числе градиентные, — для затемнения кадра, правильного экспонирования неба, съемки воды и т.д.
Сегодня я хочу показать пример использования нейтрально-серого градиентного фильтра.
- цветом — бывают нейтрально-серые и цветные, например, оранжевые градиентные фильтры;
- формой — различают фильтры в круглой оправе и квадратные фильтры, которые крепятся к объективу с помощью специального переходника.
Круглые градиентные фильтры хороши тем, что они надежно крепятся на объектив. Однако, поскольку круглые градиентные фильтры делятся на две равные половины: одна прозрачная, вторая затемненная, — не всегда удастся выбрать сюжет для съемки с расположением линии горизонта строго по центру кадра. С этой точки зрения квадратные фильтры, крепящиеся через переходник, гораздо удобнее — фильтр можно двигать в переходнике вверх-вниз, располагая так, чтобы линия раздела находилась там, где нужно — выше середины кадра или ниже. Конечно, в использовании таких фильтров есть и минусы, а именно: в полевых условиях не очень удобно закреплять фильтр на объективе. Он может запачкаться от пальцев, запылиться, упасть на землю…
Взвесив плюсы и минусы, я приняла решение в пользу фильтров Cokin. Надеюсь, не пожалею об этом.
Квадратные фильтры Cokin различаются в зависимости от диаметра крепления фильтра объектива — А (диаметр до 62 мм), Р (диаметр до 82 мм), Z-PRO (до 96 мм), X-PRO (до 118мм).
Стандартная комплектация фильтра Cokin — переходное кольцо (адаптер, крепится на объектив), держатель фильтра (крепится к адаптеру) и, собственно, фильтр. Выглядит все это так:
Фильтры Cokin бывают разных видов — нейтрально-серые различной плотности, нейтрально-серые градиентные, цветные градиентные, цветные.
Мне в руки попал вот такой комплект:
3 нейтрально-серых (ND) фильтра разной плотности, 1 градиентный серый, 1 градиентный оранжевый, 1 градиентный голубой.
Кстати, по случайности мне пришло два таких набора. Отдаю практически даром, если есть желающие Переходник на 72мм.
Оставим в покое ND-фильтры и цветные фильтры на следующий раз, а сейчас рассмотрим в действии нейтрально-серый градиентный фильтр.
Кадр до применения фильтра. Небо выбито, хотя были попытки привести его к нормальному виду в редакторе.
Стоит только надеть фильтр — сразу проявляется небо, облака становятся фактурными. Градиентные фильтры творят чудеса!
Два снимка рядом. Объекты съемки разные, но все равно можно заметить различие в облаках и в отображении воды.
Решение сделать сравнение фото ДО и ПОСЛЕ пришло спонтанно, уже после съемки. Обещаю следующее сравнение, с цветными градиентными фильтрами, делать с одного и того же ракурса.
На закуску пара кадров из той же поездки. Высохшее дерево среди зеленых соседей.
Хотите загадку? Одна из представленных фотографий обработана в GIMP’е, остальные — в Photoshop’е. Угадайте, которая из них обрабатывалась в GIMP’е?