Пришло время рассказать об очень интересной и полезной книге для фотографов
Как известно, фотография — это рисование светом. Чтобы уметь рисовать светом, надо знать про особенности света и его поведения, верно?
Книга Light: Science and Magic: An Introduction to Photographic Lighting расскажет о свете с научной и с фотографической точек зрения. Поможет работать со светом так, чтобы фотографии получались именно такими, какими они являются на уровне планирования кадра. Пригодится всем — и пейзажистам, и портретистам, и любителям натюрморта, и микростокерам, и фотографам-репортажникам. Словом, какой бы жанр фото Вы ни выбрали, эта книга для Вас, потому что в книге даются общеприменимые понятия о свете, которые потом можно применять в любом жанре.
Есть один минус (а для кого-то, может, и не минус) — книга на английском языке, и русского перевода пока что нет. Это удивительно, ведь первое издание книги вышло более 10 лет назад. Видимо, переводчики считают, что русскоговорящим фотографам знать о свете не надо Поэтому я вкратце перескажу содержание глав, чтобы у Вас сложилось общее впечатление о книге. Буду всеми силами стараться заинтересовать Вас, потому что книга того стоит.
Первая глава называется «How to learn lighting» (Как изучать свет) и является вводной главой в науку света. В этой главе коротко рассказывается о том, что книга не дает готовые рецепты, а объясняет принципы; о том, почему эти принципы так важны; нужно ли повторять упражнения, рассматриваемые в книге; какое оборудование подойдет (вообще, странный вопрос на мой взгляд; работа со светом не зависит от оборудования). Глава малосодержательная, зато на чтении этих строк можно потренироваться в английском, вспомнить лексику и грамматику. Так что читаем, не отлыниваем
Вторая глава «Light — The RAW material of photography» (Свет — необработанный (сырой) материал для фотографии) уже куда интереснее. Сначала читателю объясняется понятие «свет» с точки зрения физики. Свет — это электромагнитное излучение, которое можно представить в виде потока фотонов. Рассматриваются основные характеристики света: яркость, контраст, цвет, — которые зависят от поведения фотонов и поля вокруг них (от скорости, длины волны, частоты и так далее). Вроде бы звучит страшно и почти как в школе на уроках физики, но если не испугаться и читать — будет очень интересно, гарантирую
Например, до чтения главы этой я никак не могла понять принцип формирования цветовой шкалы (та, которая в Кельвинах), поэтому приходилось тупо запоминать значения. А книга Light: Science and Magic: An Introduction to Photographic Lighting дает объяснение — цветовая температура определяется цветом металла, нагретым в вакууме до определенной температуры. При температуре 2000К металл будет теплых оттенков, красно-желтым; при температуре 10000К цвет будет голубым. Все просто, правда?
В конце главы речь заходит о том, что кроме света есть еще освещение, и потом, наконец, начинается самое главное — рассказ о том, как ведут себя объекты под освещением. Если вкратце, то есть несколько видов поведения: проведение (сквозь прозрачные материалы типа стекла), поглощение (например, черная земля поглощает свет) и отражение (reflection) — то, что позволяет нам видеть предметы. Далее речь пойдет о роли отражения света и о видах отражения, которые как раз помогут правильно осветить объект съемки.
Третья глава «The management of reflection and The Family of angles» (Управление отражением и семейство углов) расскажет о том, какие виды отражения света существуют в природе и как с ними обращаться, чтобы достичь нужного результата. Есть рассеянное отражение, прямое отражение (в этом случае в кадре будет виден источник освещения — например, при съемке зеркала будет виден яркий свет лампы) и поляризованное прямое отражение. Каждому объекту присущи все типы отражений, но в разной степени. Всегда один из типов превалирует над другими, и освещать объект надо исходя из этого. Другой способ сфотографировать объект — нарочно усилить какой-то из типов отражения, чтобы добиться нужного эффекта на фото. Чтобы понять, как сделать это, нужно прочитать главу
Семейство углов — важное понятие для практической съемки. Перед тем, как устанавливать освещение, надо выявить семейство углов:
.
Внутри этого семейства действует прямое отражение, вне семейства работает рассеянное отражение. Теперь осталось выяснить, какой тип отражения Вам нужен, и размещать осветительные приборы
Четвертая глава «Surface Appearances» (Виды поверхностей) более подробно рассматривает то, о чем был начат разговор в предыдущей главе, а именно: виды поверхностей и то, какое отражение света им свойственно. Зная особенности поведения поверхностей, можно расставлять осветительные приборы — внутри или вне семейства углов. Если поверхность однородна (состоит из одного типа материалов, одинаково оперирующими со светом), то особых проблем с освещением нет. Если же объект съемки включает в себя несколько видов поверхностей, задача будет более трудной. Как справиться со светом (например, как сфотографировать черную обложку диска на черной фоне, но с белой надписью так, чтобы была видна текстура обложки диска и не была засвечена надпись на белом фоне)? Читаем главу и особое внимание уделяем второй ее половине — там речь идет как раз о работе с несколькими видами поверхностей.
Пятая глава «Revealing shape and contour» (Раскрытие формы и границ) поможет понять, как с помощью света можно придать кадру глубины. Отсутствие глубины на фото делает его плоским — это всем известно. Чтобы двумерное изображение стало для зрителя трехмерным, надо отобразить перспективу — схождение линий, дисторсию, изменение тональности при переходе от света к тени. Последнее непосредственно относится к теме книги, поэтому чтение главы поможет грамотно сделать фотографию объемной, используя верно подобранное освещение (размер, расстояние, используемый тип отражения света).
На этом общие разговоры заканчиваются. С шестой по десятую главу идет конкретное описание работы с: металлом (6 глава), стеклом (7 глава); портретная съемка (8 глава); 9 глава посвящена тому, как отобразить белый и черный цвет, в том числе при съемке «белое на белом» и «черное на черном»; 10 глава расскажет о том, как осветить кадр, если Вы не в студии, и под рукой нет пары десятков рассеивателей, зонтов и отражателей.
Напоследок пара примеров из того, что мне особенно понравилось.
Из такого:
Получаем такое:
Впечатляет, правда?
На этом я закончу свой обзор. Надеюсь, что мне удалось заинтересовать Вас и сподвигнуть на прочтение книги Light: Science and Magic: An Introduction to Photographic Lighting. Если нет — пишите замечание, исправлю обзор так, чтобы интерес к книге возрос
Хотите начать читать прямо сейчас? Легко! Light: Science and Magic: An Introduction to Photographic Lighting скачать.
До связи в эфире