Пожалуй, пора начать писать отзывы о прочитанных мной книг про цифровую (и не только цифровую) фотографию. Быть может, кому-то это пригодится — либо сподвигнет на прочтение, либо же, наоборот, отвратит. Потому что среди прочитанных мною книг есть и удачные, интересные издания, и совсем неинтересные, скучные и бесполезные.
Для начала я хочу описать свое впечатление от книги великого (и ужасного) автора более 30 книг о Photoshop. Начав писать про цифровую обработку, он пошел дальше и написал 3 книги про цифровую фотографию. Итак, сегодня объектом исследования будет «Цифровая фотография», том 1, автор Скотт Келби.
Сразу и честно признаюсь, что книгу я читала в электронном виде. Мне кажется, что в век цифровых технологий не стоит покупать все книги подряд, когда можно прочитать все, что угодно, в электронном виде (на компьютере, на ноутбуке, на электронной книге). Зачем захламлять домашнюю библиотеку бесчисленными томами, если сначала можно получить представление о книге, и лишь потом решать — покупать ее в бумажном виде или не стоит? Поэтому я не смогу сказать, какова книга на ощупь, какого она веса и какие в книги страницы. Увы.
Зато я смогу рассказать, о чем эта книга. Наверное, это гораздо важнее, чем размер шрифта или качество бумаги.
Каждый ищет в книге о цифровой фотографии нечто определенное. Кому-то нужно разъяснение терминов и понятий, кто-то учится фотографировать людей, у кого-то проблемы с композицией кадра… Книга Скотта Келби подойдет тем, кто либо уже знает про диафрагму и выдержку, либо считает, что сможет снимать без этого знания. В первой же главе Скотт объявляет, что не будет объяснять техническую сторону съемки и даст лишь конкретные советы о том, как сделать хорошее фото. Углубляться в дебри теории или нет — остается на совести читателя. По-хорошему, книгу Скотта Келби стоит читать уже после того, как Вы познали взаимосвязь выдержки, диафрагмы и ISO + важность баланса белого, потому что в книге «Цифровая фотография» Вам никто не объяснит эти базовые термины и понятия.
Лично я, приступая к чтению этой книги, уже не раз читала теоретические издания, поэтому была только рада конкретным рецептам и подсказкам. Если и Вы ищете нечто подобное — тогда вперед, к чтению!
В первой главе «Действительно четкие фотографии» Скотт рассказывает вроде бы об очевидных вещах — о необходимости использования штатива в любом возможном случае, о преимуществах наличия спускового тросика или ИК-пульте, о способах проверки резкости и усилении ее при помощи графических редакторов. Казалось бы, каждый любитель понимает, что фотография должна быть не просто красивой — она должна быть в первую очередь четкой, иначе в размытых очертаниях легко не угадать красоту кадра. И все же очень часто попадаются смазанные кадры, которые авторы пытаются выдать за шедевры. Поэтому, несмотря на стойкое желание говорить «Спасибо, кэп!» во время чтения первой главы, она будет полезна всем. Кто-то узнает нечто новое и чрезвычайно полезное (например, необходимость отключения функции подавления вибрации при съемке со штатива), кто-то освежит в памяти давно известное.
Вторая глава «Профессиональная съемка цветов» также не потрясет открытиями. Скотт указывает на опять же очевидные вещи — не снимать цветок сверху (поскольку именно так мы всегда и видим цветы, такой ракурс на фото будет скучен); фотографировать цветы с использованием макрообъективов или макролинз; проводить съемку либо ранним утром, либо вечером, когда солнце еще не встало высоко и не испортит краски; имитировать дождь с помощью опрыскивателя; фотографировать цветы, купленные в магазине. Первое желание — сказать «Да ведь это давно всем известно, лучше расскажи что-то поинтереснее и посекретистее«. А потом вдруг ловишь себя на мысли — вот почему нужно делать именно так, а не иначе! И правда — очень часто трудно словами объяснить простые и понятные вещи. А Скотт объяснил. За это ему спасибо
Третья глава «Профессиональная съемка свадеб» будет полезна тем, кто никогда не снимал свадьбы, но хотел бы. Тогда эта глава подскажет, с чего начать. Самые-самые азы свадебной фотосъемки — кого снимать, как расставить гостей, как создать правильный свет, когда и какими объективами фотографировать, что в обязательном порядке надо иметь при себе, чтобы не испортить впечатление и не запороть съемку. Любителям эта глава поможет избежать серьезных ошибок, ну а профи будет любопытно вспомнить молодость и то, как они начинали свою карьеру свадебного фотографа Не все же сразу становились матерыми фотографами, правда?
Четвертая глава «Профессиональная съемка пейзажей» раскрывает маленькие и скромные секреты: снимать на рассвете или закате; снимать только со штатива; не начинать съемку сразу, а поискать более удачный ракурс, еще не заезженный другими фотографами; применять поляризационный фильтр; следить, чтобы на снимке обязательно были 3 составляющих: передний план, сам объект и задний план (так лучше передается размер и перспектива). Ну и еще немного сведений про съемку панорам. Так же, как и в главе про цветы, нового автор ничего не открывает, зато оформляет в слова то, о чем многие фотографы знают, но сказать не могут. До чего приятно видеть свои мысли, сформулированные в четкой и строгой форме
В пятой главе, посвященной спортивной фотографии, Скотт пугает новичков тем, что спортивная фотография — это ужас как дорого. И дальше объясняет — почему, собственно, дела обстоят именно так, а не иначе. Чтобы успеть поймать тот самый кадр, нужно иметь самую качественную и дорогую оптику из всех имеющихся (телеобъективы, которыми орудуют спортивные фотографы, являются самыми дорогими на рынке), как минимум один запасной фотоаппарат, десятки запасных карт памяти… Помимо этого, надо четко знать правила игры, которую Вы снимаете. Закономерное требование Глава не раскрывает секретов, но зато создает хотя бы отдаленное представление о том, что такое спортивная фотография.
Шестая глава содержит сведения о съемке людей: как и чем снимать, какой нужен свет, как вести съемку на улице в солнечный день, какое кадрирование выбрать. Все советы просты и очевидны, но кому-то могут помочь (особенно тем, кто только начинает заниматься фотографированием людей и как раз приступил к мучению родных и друзей бесконечными фотосетами).
Седьмая глава «Профессиональное решение проблем» раскроет совсем уж простенькие секреты: не менять объектив в пыльном месте, защищать линзы объектива фильтрами, иметь при себе запасные элементы питания и карты памяти, делать резервные копии данных (в 2-3 экземплярах). Это даже не секреты, а советы более опытного фотографа менее опытным. А еще эта глава вызывает ассоциацию с инструкциями к микроволновкам: «Не сушите кошку в микроволновке». Но поскольку кто-то может таки сделать это, если не будет прямого запрета, то и Скотт решил записать совсем уж очевидные вещи. Во избежание.
Восьмую главу «О преимуществах цифрового фото» может написать любой человек, даже не знакомый с фотографией. Нетрудно догадаться, что отсутствие одноразовой пленки и наличие перезаписываемой и объемной карты памяти делает процесс съемки проще и допускает, что фотограф может ошибаться. Также очевидно то, что наличие ЖК-экрана значительно упрощает жизнь — можно сразу увидеть ошибку и исправить ее, не дожидаясь проявки пленки. Мое мнение — главу читать не обязательно, разве что для общего развития. Несомненно, глава пригодится тем, кто недавно вышел из криокамеры и еще не знает, что кроме аналогового фото есть цифровое.
В девятой главе о «Фотографиях, сделанных во время путешествий» можно найти полезные хитрости. Хинты, как бы сказали игроманы. Например, делать кадры с названием достопримечательностей, которые Вы снимаете, чтобы потом не пришлось судорожно копаться в Интернете, пытаясь найти название «розово-золотого собора недалеко от Триумфальной арки в Париже». Или такой совет — не снимать с той точки, откуда снимают все, чтобы не получился кадр, похожий на миллионы таких же, сделанных с этой скамейки. Лучше сделать кадр, держа фотоаппарат у самой земли, или же, наоборот, забраться повыше и запечатлеть вид сверху. Эти советы скорее для новичков — профессионалы и так все знают, но это не значит, что советы плохие.
Десятая глава про профессиональную печать фотографий — это и вовсе открытая реклама принтеров Epson. Ну что же, почему бы и нет. Каждый имеет право похвалить то, что ему нравится (или то, за рекламу чего ему заплатили, хотя Скотт много раз повторял «я не получаю ни цента от указания в моей книге конкретных моделей от известных производителей»). Если Вам интересна качественная печать фотографий — с главой можно ознакомиться, из любопытства. Если нет — смело пропускаем.
Последняя, одиннадцатая глава, дает рецепты по съемке конкретных фотографий. Местами полезно, местами — слишком очевидно. Глядя на фотографию озера (страница 210) и так понятно, что снимали у самой земли, широкоугольным объективом, на рассвете, с поляризационным фильтром. И баланс белого выбрали нестандартный. Пожалуй, в этой главе самым полезным будет просто рассматривание снимков (которые и в самом деле очень хороши). Глядя на них, учишься кадрировать снимок и получаешь какое-то представление о хорошей композиции кадра.
Такой же совет я выношу после прочтения всей книги. Секреты и хитрости, раскрытые Скоттом Келби, интересны и полезны, но гораздо полезнее, как мне кажется, учиться у него выстраивать композицию полученного кадра. Жаль, что о композиции речь в книге практически не ведется. Но мы и сами не лыком шиты, можем посмотреть на снимок и логическим путем найти объяснение тому, что нравится он нам благодаря именно такому расположению цветка в кадре.
Итак, резюме. Книга будет интересна в первую очередь новичкам в цифровой фотографии. Более опытным фотографам книга будет интересна только потому, что в ней можно прочитать и так понятные вещи, которые всегда витали в воздухе, но не были оформлены в завершенные фразы. Помимо этого, книга может быть интересна всем по той причине, что в ней много красивых и качественных фотографий. Жаль, что на страницах книги они выполнены в ч/б варианте, цветными являются только фотографии в самом конце.
Если после всего вышесказанного у Вас появилось желание почитать (или посмотреть) книгу Скотта Келби, скачать ее можно по ссылке ниже.
Скачать Скотт Келби «Цифровая фотография, том 1
Впереди у нас разбор двух следующих томов «Цифровой фотографии». До связи!