В сети полно обзоров конвертеров RAW для Linux, поэтому я не буду подробно останавливаться на всех. Это слишком долго, муторно и ни к чему Лучше я напишу о том, к чему сподвигло меня чтение обзоров и что же я в конце концов выбрала из большого числа программ: RawStudio, RawTherapy, Dcraw, UFRaw, Darktable и прочие.
Что в первую очередь нужно при проявке RAW?
- Возможность коррекции экспозиции;
- Коррекция баланса белого;
- Выбор цветового профиля и глубины цвета;
- Выбор формата сохраняемого файла.
Остальное (шумодав, кривые, повышение резкости) можно делать в обычном редакторе.
Еще хотелось бы, чтобы программа умела устранять недостатки камеры и оптики на лету. Но это уже мечты, правда? По-моему, в Linux такое не делает ни одна программа (пока что).
Программа имеет вполне простой интерфейс. Зная настройки фотоаппарата, можно легко найти то же самое в конвертере.
Изображение открылось и… Мы видим ужасный ужас. Дело в том, что при обработке схожих фотографий я ставлю галочку «Сохранять параметры изображений», чтобы каждый раз не приходилось подстраивать экспозицию, температуру и контраст. Иногда я забываю снять эту галочку при окончании работы, поэтому в следующий раз получаю такие пугающие негативы
Что мы видим в первом окне? Гистограмма, настройка экспозиции, цветовая температура (баланс белого). Именно из-за неверно выставленной температуры изображение выглядит чудовищно. Изменяем на нужное значение и радуемся (температура указана в Кельвинах, как и на фотоаппарате; но даже если есть трудности с цифрами, достаточно двигать ползунок туда-сюда до достижения приемлемого результата) Разумеется, есть и набор стандартных значений для ламп накаливания, солнечной погоды и т.д. Но я всегда работаю с Кельвинами, так получается точнее.
Интересная настройка — зеленый компонент. В камере я такого не встречала. Двигая ползунок, ищем баланс между крайними положениями — справа пурпурный цвет, слева зеленый. Для пейзажей эта настройка может оказаться нелишней, чтобы придать более насыщенный зеленый цвет траве
В самом низу окна отображается динамическая гистограмма, которая кроме всего прочего показывает наличие переэкспонированных и недоэкспонированных участков.
Так же есть встроенный шумодав, но я им не пользуюсь; предпочитаю заниматься этим уже в GIMP.
Я пропускаю следующие 2 вкладки, которые отвечают за уровни серого (для получения ч/б снимка) и кривую камеры. С кривыми я опять же работаю в GIMP. Переходим на 4-ую вкладку.
Здесь можно настроить гамма-коррекцию и ее линейность. Так же можно выбрать профиль и глубину цвета. Рекомендуется оставлять 16 бит, меняя на 8 непосредственно перед сохранением окончательного JPEG.
Следующая вкладка позволяет изменять контраст и насыщенность.
С контрастом можно поразвлекаться — чем сильнее отклонение от 1, тем интереснее получается эффект. Конечно, чаще всего фотография становится далекой от привычного, но порой для создания настроения именно это и нужно.
Предпоследняя вкладка — настройки для сохранения обработанного файла RAW.
Рекомендуется сохранять файл в формате TIFF, потому что он сохраняет гораздо больше деталей, чем JPEG.
Самая последняя вкладка — информация о снимке (чем сделан и с какими настройками).
Итак, файл можно сохранить в TIFF, а потом уже открывать обыкновенным редактором фотографий и работать. Я же не сохраняю файл, а нажимаю на кнопку в нижнем правом углу экрана (помечена красной галочкой) и сразу попадаю в GIMP. К чему разводить миллион копий одного и того же файла с разными расширениями, если можно сразу приступать к обработке?
Из недостатков UFRaw могу назвать следующие: нет функции, позволяющей сделать HDR-фотографию; нет профилей камеры; нет функции удаления хроматических аберраций. Есть и другие недостатки, но это уже мелочи.
Вторая программа, которую я попробовала лично, — Darktable.
Что ж, программа и правда темновата
Мне сразу не понравилось то, что все настройки по факту находятся в одном окне. При нажатии на кнопку открывается диалог настройки либо цвета, либо эффектов, либо… Интерфейс не очень простой, к нему надо привыкать.
Есть возможность показывать/убирать разные модули настроек. Внизу окна есть кнопка «Управление модулями», по нажатию на которую отображаются все доступные настрйоки. Может это и удобно, но мне кажется, что лучше бы было отображать все на разных вкладках. Тогда можно было бы спокойно выбирать то, что тебе сейчас нужно для работы.
Чем хороша программа — она позволяет просматривать каталоги. UFRaw, к сожалению, умеет открывать только по одной фотографии.
Еще один плюс — работа с HDR. Но работает он странно… Надо выделить нужные фотографии, нажать на кнопку «Объединить в HDR», после чего появляется файл с новым расширением, после чего все вылетает. Видимо, он имеет какой-то дикий размер. Да и само изображение достаточно дикое… Корректировать наложение, насколько я поняла, возможности нет. То есть, если есть 3 файла, полученных путем брекетинга экспозиции (съемка с рук), то Darktable не сможет собрать их в единую аккуратную картинку, ведь при съемке с рук 3-х кадров так или иначе будет небольшой сдвиг.
Может, все дело в привычке, но пока что я отвергла выглядящий более современно и обладающий бОльшим функционалом Darktable и продолжаю работать с простеньким UFRaw.
Не сомневаюсь, что рано или поздно его скромных возможностей мне не хватит, и я вновь попробую привыкнуть к Darktable. Но пока что мне хочется чего-то… Менее dark