Прыжки с парашютом: начало

Скайдайв
Пожалуй, пришло время рассказать об одном из моих самых опасных и интересных увлечений, а именно — о парашютном спорте. Да-да, я всё же сделала это и буду продолжать делать :) В статье Итоги 2014 года я намекнула о том, что прыгала, но до сих пор не писала об этом подробно. Начнём же! :)


Итак, о парашютном спорте (или скайдайве/небонырстве, как его принято называть среди парашютистов) я задумалась очень и очень давно, ещё в школе. Шли годы, а я так и не делала тот самый шаг в пустоту по многим причинам — не было денег, не хватало информации, не хватало решимости (и это, пожалуй, самая главная причина :) ). Наконец, в начале 2014 года я попала в аэротрубу Flystation и познакомилась с инструктором, который (какое совпадение!) оказался спортсменом-парашютистом (членом питерской команды небоныров, неоднократных призёров и победителей Чемпионатов Мира и России :) ). Наконец, всё сложилось так, как надо, и летом 2014 года, не без помощи и советов трубного инструктора, я начала свой путь в небо.

Выбор пал на программу AFF (Accelerated Free Fall) — ускоренная программа обучения самостоятельным парашютным прыжкам с парашютом типа «Крыло». Сразу замечу, что с круглым парашютом («дубом») я до сих пор не прыгала и не планирую — здоровье дороже! Пройти программу AFF в Питере можно на ДЗ (дроп-зона, место прыжков с парашютом) Горская в Лисьем носу, вся информация тут (или спросите меня, и я дам контакты самых лучших инструкторов в Питере).

Когда решение было принято, всё закрутилось очень быстро. За один день была изучена и сдана теория парашютных прыжков (начиная от истории создания и техники безопасности и заканчивая современными видами оборудования и новыми дисциплинами в мире парашютного спорта). Ещё один день я отдыхала и переваривала море полученной информации, а через день отправилась на ДЗ в Никольском под Гатчиной, чтобы совершить свой первый в жизни прыжок с парашютом с высоты 4000 метров.

AFF начинается с тандем-прыжка, но это не тот развлекательный прыжок, который совершают многие люди для испытания себя. Во время тандем-прыжка в рамках AFF нужно выполнять определённые задания — контролировать высоту по высотомеру, находить горизонт и ДЗ, делать имитацию раскрытия парашюта. Это нужно и для тренировки и закрепления навыков, что пригодится в дальнейшем при выполнении самостоятельных прыжков, и для того, чтобы инструктора убедились в том, что студент контролирует эмоции и в состоянии справляться с выполнением заданий, не поддаваясь панике (а кто-то и сознание теряет, что является причиной недопуска к прохождению AFF). Пункт про потерю сознания особо вдохновляет начинающих парашютистов :)

Итак, меня проинструктировали, надели подвесную систему, которая крепится к инструктору (в тандем-прыжке парашют есть только у него), и мы с отправились на борт самолёта L-410. Пока набирали высоту выброски (напоминаю, 4000 метров!), я была спокойна как удав (со слов очевидцев). Между тандем-инструкторами принято подшучивать друг над другом и над пассажирами, чтобы снять напряжённость и стресс, но я в этом не нуждалась. И причина проста — я не знала, что меня ждёт, поэтому и не боялась. Там же гугл-мэпс… Всего лишь! :) Улыбалась, смеялась, наслаждалась полётом и видами из иллюминатора :) Зато когда прозвучал сигнал к выброске, и из самолёта начали вываливаться люди, у меня стали появляться сомнения в том, что прыжки с парашютом — это нестрашно. Точно ли?! А уж когда мы подошли к обрезу (так называют проём в самолёте, в который отделяются парашютисты), стало по-настоящему страшно! Там, снаружи, свистел ветер, земля выглядела очень-очень далёкой, и вот в это НИЧТО надо было выйти!

Шаг в пустоту сделал инструктор — я висела в подвеске не касаясь ногами пола и, по сути, не контролировала процесс. Тут же ветер ворвался в уши и нос (почти как в аэротрубе), стало очень холодно (температура понижается на 7 градусов с каждым километром высоты, так что в момент отделения за бортом было примерно 0 градусов по Цельсию против 30 на земле). Мы начали свободное падение. И как же чудесно, что у меня было задание! Бояться некогда — я смотрела на высотомер, на горизонт, на ДЗ под нами, делала имитацию открытия парашюта… И совсем, совсем не боялась :) Правда, полюбоваться видами я тоже не успела — смотреть на высотомер было как-то спокойнее.

На высоте 1800 метров инструктор раскрыл парашют, после чего ветер стих, падение замедлилось с 50 м/с до комфортных 5 м/с. Стало тепло, можно было спокойно разговаривать и обмениваться впечатлениями :) Инструктор дал мне стропы управления, чтобы я смогла почувствовать купол и понять, как им управлять. Ну а дальше — посадка :)
Тандем-прыжок

Я была очень рада вновь оказаться на твёрдой земле. Улыбка на фото несколько неискренняя (это замечают все, кто видит эту фотографию), и я, действительно, не испытывала бурных восторгов: ступив на землю, я ощутила ужас и страх при мысли о повторении, которое, по плану инструкторов, ждало меня не далее чем через пару часов :)
После первого прыжка

Я поговорила с инструкторами, очень опытными парашютистами, учителями и просто замечательными людьми, и мы решили, что на этот день с прыжками вопрос закрыт. Я не была уверена в том, что справлюсь с волнением (которое, к этому моменту, было готово превратиться в форменную панику и истерику), и сомневалась в том, что вообще хочу прыгать с парашютом. Но я не сбежала с ДЗ сразу же — осталась, погуляла там, пообщалась с парашютистами и посмотрела на прыжки. На прощание инструктор сказал мне: «Если ты действительно этого хочешь, то через несколько дней вернёшься, а заставлять тебя мы не имеем права».

Так и случилось :) Отдохнув, обдумав всё, я поняла, что небо манит и зовёт меня несмотря ни на что. Только мне не понадобилось несколько дней — хватило 8 часов, чтобы это осознать :) Так что на следующее утро я снова была на ДЗ.

Приехав, я сразу же влезла в комбез для прыжков (на нём специальные захваты-колбаски, за которые студента держат инструктора на отделении и в свободном падении) и начала готовиться. Тренаж отцепки основного парашюта — то, что требует особо тщательной подготовки у новичков. Отцепка может спасти жизнь при возникновении отказа парашюта, поэтому делать её нужно уметь с закрытыми глазами, в полной темноте, а в идеале — и без сознания. Отцепку в подвесной системе делают почти все без исключения, кроме совсем уж опытных парашютистов, которые делают имитацию отцепки — они просто совершают нужные движения руками.
Тренаж отцепки

Затем меня стали готовить к первому прыжку. Первые три прыжка по программе AFF совершаются с двумя инструкторами. Но — и это очень важное отличие от тандем-прыжка — на студента надевают парашют, и снижение под куполом и посадку он совершает сам. Это ещё не самостоятельный прыжок — отделение от самолёта происходит в жёсткой сцепке с двумя инструкторами, свободное падение до высоты открытия парашюта тоже происходит в захвате с ними. И всё же, тот самый шаг в пустоту нужно сделать самостоятельно, инструктора отделяются на миллисекунду позже :) Затем нужно выполнить определённые задания (на каждом уровне AFF они различаются). И потом необходимо верно построить заход на посадку и благополучно приземлиться.

Мы готовились лёжа на земле, имитируя свободное падение, и у макета — тренировали отделение от самолёта. Я надевала и снимала подвесную систему, привыкая к её весу (10 кг!) и запоминая, что и в какой последовательности нужно застёгивать. Повторяли всё это много-много раз, чтобы закрепилась мышечная память, и не пришлось мучительно вспоминать, что же делать, стоя у обреза. Когда подступает паника, самое лучшее средство борьбы с ней — уверенность в том, что ты это умеешь и знаешь (более того, по ощущениям — как будто делала много раз на самом деле).
Тренировка Подготовка у макета Подготовка у макета

Увы, в тот день я так и не совершила свой самостоятельный прыжок с парашютом :) Налетела нелётная погода (что совершенно нормально для питерского скайдайва, как я впоследствии смогу убедиться), и в редкие моменты улучшения ситуации к прыжкам допускали только опытных спортсменов. Впрочем, по словам инструкторов, наша интенсивная подготовка и моё упорное желание прыгнуть дали результат — я стала чувствовать себя более уверенно, как будто и правда прыгнула. Это работает, поверьте :) На следующих прыжках я в этом убедилась.
Нелётная погода

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *