Зачем нужен тайм-менеджмент?


Что такое тайм-менеджмент и зачем он нужен?
Если коротко и по существу, то тайм-менеджмент — некая система правил и принципов, позволяющая управлять своим временем и, грубо говоря, ВСЕ успевать.
Зачем нужен тайм-менеджмент? Ответ очевиден. Чтобы успевать сделать то, что нужно; то, что хочется; то, что поможет достичь своих целей.
ВНИМАНИЕ! Далее я буду описывать все, имея в виду в первую очередь себя, во вторую очередь — тех, кому подходит описание. Ни в коем случае не претендую на то, что все люди именно такие, как будет сказано далее.
Итак, почему я задумалась о том, что пора внедрять в свою жизнь тайм-менеджмент? Потому, что я практически постоянно не успеваю сделать те дела, что очень важны для меня. Такое случается по разным причинам.

Одна из причин — отвлекающие факторы. Друзья, родные (просьба друзей и родных не обижаться, потому что «отвлекающие» не значит «лишние»; просто иногда дела и правда важнее встреч, потому что встречи можно наверстать, а некоторые дела — нет), интернет, передача по телевизору… Отвлечь может все, что угодно. И это затягивает. Ведь очень трудно отказать близкому человеку в его просьбе или отказаться от интересной передачи, когда нет четкого плана действий.
Это вторая причина, по которой дела не делаются. Нет плана — значит, нет четких временных границ, отчего начинает казаться, что дело можно отложить. Когда нет плана, не задумываешься о том, что же будет, если не выполнить поставленную задачу. А последствия будут. И чем важнее дело, тем хуже будут последствия того, что дело не сделано. Особенно это касается работы. Не сделаешь работу — не получишь деньги. Не получишь деньги — не купишь что-то, не поедешь куда-то. Не купишь что-то — отложится еще какое-то дело, плюс испортится настроение. И так далее. Это как снежный ком.
Если поднапрячься и вспомнить прошлое, то я всегда была такой. Затягивала дела до крайнего срока, когда дальше тянуть было уже просто некуда: в универе все курсовые писала в последние пару недель, с дипломом тоже прокопалась до самого дня защиты, к экзаменам начинала готовиться за пару дней. И так далее… И если в универе мне везло: находились люди, которые мне очень помогали; везло с билетом; просто везло — внезапно ставили автомат (наверное, за красивые глаза, потому что в течение семестра я никогда не отличалась хорошей посещаемостью семинаров и лекций), — то во взрослой жизни, когда только от тебя зависит, получишь ли ты деньги, такой способ не работает.

Глядя на себя, я заметила следующее. Например, утром свободного дня я встаю с мыслью «Сегодня надо поработать». Окей. Но перед тем, как работать, надо посидеть в интернете (по якобы уважительной причине — «надо проснуться»). Процесс просыпания обычно затягивается до обеда. Потом обед — это еще около часа по времени. После обеда, казалось бы, нет причин не поработать. Но я зависаю в интернете снова — то твиттер, то форумы (успокаивая себя тем, что форумы нужны «для дела» — читаю про фото, про оборудование, про микростоки), то новости (ну как же — ведь надо быть в курсе событий!). Так проходит еще часа 3-4, а потом уже нет смысла начинать работать, ведь скоро ужин. После ужина уважительных причин не работать не осталось совсем, но тут приходит мама/бабушка и просит что-то сделать. Чтобы не ссориться, я иду и выполняю просьбу. По пути отвлекаюсь на телевизор, на книжку, начинаю играть в Angry Birds… А тут уже и спать пора. Вот и поработала.

Такая ситуация мне надоела. Я стала думать о том, как справиться с бардаком в голове и в делах, и логичным путем пришла к идее тайм-менеджмента.
Сначала я прочитала несколько статей на тему тайм-менеджмента, но это все было не то. Ежедневники, планы, цели… Сплошная теория, никакой практики. И тут мне повезло. В он-лайн билтиотеке я наткнулась на аудио-книгу Тайм-менеджмент для лентяев. Длительность всего 2 часа — как раз хватит на путь от дома до работы и обратно. Послушав, я поняла, что это тот самый пинок под зад, что мне необходим. Да, автор говорит об очевидных вещах, уже слышанных мною не раз, но он дополняет их примерами из своей жизни, и теория волшебным образом превращается в практику, давая мозгу четкие образы. Если не лень — послушайте. Это может оказаться интересным и полезным.
Что я вынесла из данной аудио-книги?
1. Во-первых, нужно определить для себя цели. Целеполагание — первый важный принцип управления временем. Если не будет четкой цели, не будет и четкого плана действий, который приведет к достижению результата. Целеполаганию нас учили в университете, и тогда у меня даже получилось что-то. Увы, потом это забылось. А ведь верна теория о том, что записанное на бумаге скорее всего случится, чем то, что есть только в мыслях.
2. Во-вторых, нужно планировать свой день. Не обязательно в виде «8 утра — подъем, 8.30 — завтрак» и так далее. Самое главное — видеть перед собой план дел, которые нужно сделать именно сегодня. И еще: очень важно ранжировать дела по важности. Сначала нужно делать самое важное и неотложное. То, что надо сделать именно сегодня, иначе последствия будут печальны. А остальные, менее важные дела, могут подождать или же вообще остаться не сделанными. При планировании важно учитывать и то, что день не резиновый. Если пытаться впихнуть в 24 часа дела, на выполнение которых потребуется 48 часов, Вы не преуспеете и разочаруетесь в идее планирования. Планируйте то, что реально сделать. И оставляйте время для форс-мажорных событий, ведь часто бывает так, что надо бросить все дела и бежать спасать планету. Без шуток.
3. В-третьих, надо стараться отбросить все лишнее и отвлекающее. Зачем читать твиттер? К чему приведет чтение новостей и форумов? Прироста дохода это не даст. Обогатит новыми знаниями? Допустим. А эти знания дадут прирост дохода? В 99% случаев нет. Тогда ЗАЧЕМ это нужно? Правильно, для того, чтобы просто занять время. Без цели, без результата.
Это не значит, что нужно становиться роботом и заниматься только важными делами, забросив семью, друзей, книги и фильмы. Вовсе нет! Отдых — не менее важная составляющая тайм-менеджмента. Без отдыха никакая работа не принесет удовольствия. Только отдых тоже нужно планировать. В том смысле, что надо отдыхать качественно и ограниченно по времени. И не постоянно, а в перерывах от работы.
Для себя я поняла следующее: чтобы с легкой душой отдыхать, гулять, встречаться с друзьями, сначала надо сделать работу. Чтобы сделать работу, надо распланировать свой день. А еще лучше — распланировать неделю. Как там? Сделал дело — гуляй смело!
Допустим, я ставлю перед собой цель — сделать 100 фотографий за неделю. Как бы я поступила по привычке? Пн — лень и отдых, вт — работа в офисе, ср — офис + 20 фото, чт — работа в офисе, пт — отдых и встречи. Перед выходными меня бы разбирали сомнения: вроде бы надо поработать, потому что я это планировала, но, с другой стороны, хочется встретиться с друзьями. В итоге получалось: сб — отдых и встречи, вс — отдых и встречи. Что имеем в итоге? Ничего! С друзьями встретилась, работу не сделала. В чистом остатке имею неудовлетворенность, невыполненный план, минус в доходах.
Как делать правильно?
Пн — 40 фото и отдых, вт — офис, ср — офис + 20 фото, чт — офис, пт — 40 фото и отдых. К выходным я подхожу с выполненным планом и могу с чистой совестью делать домашнюю работу, гулять, развлекаться и встречаться с друзьями. В профите имеется выполненный план и удовлетворение своей жизнью. В мозгу не свербит мысль «опять неделя ни о чем». Прекрасно? Прекрасно!
4. Мало просто отбросить лишние дела, не приносящие толка. Если появится много свободного времени, оно опять будет использовано не так, как хотелось бы. Обязательно нужен план дел на день (хотя бы на день), иначе освободившееся от твиттера и форумов время окажется занято книжкой, телевизором или ковырянием в носу.
Наверняка те, кто в школе посещал какие-то кружки и секции, замечали, что они прекрасно успевают сделать домашнее задание для школы и домашнее задание для кружка, погулять с друзьями и помочь родителям с работой по дому. По крайней мере у меня было именно так. 6-7 уроков 5 дней в неделю, 4 часа хора, 2 часа сольфеджио и 2 часа фортепиано. Плюс море домашних заданий. При этом я успевала ВСЕ. А после окончания музыкальной школы все пошло под откос. Домашние задания я стала делать в школе на переменке, погулять почему-то не успевала. Зато на компьютер и телевизор тратила все свое время: с 15.00 до 23.00 каждый день. Почему? Потому что не было цейтнота, не было плана, не было границ.
Вывод? Если нет ограничения по времени, создайте его искусственно. Только без фанатизма :)

Резюмируя, хочу сказать, что тайм-менеджмент — очень хороший инструмент, если пользоваться им умело. Не надо пользоваться специальными программами с графиками и отслеживанием выполнения задач. Не надо строить невыполнимых планов. Не надо убиваться и расстраиваться, если не удалось выполнить план на 100%. Надо: выбрать для себя приоритетные задачи, выделить для них время и четко следовать этому. В конце недели желательно проанализировать итоги и составить план на следующую неделю. Тогда задачи будут выполнены, совесть будет чиста, и будет проще найти время для отдыха.
На составление плана уходит не так уж много времени. Минут 20 у меня заняло составление плана на неделю с разбивкой по дням. Много ли это? Я считаю, что нет.
И еще одна очень важная мысль, почерпнутая мной из книги. Если вдруг какое-то дело не получается сделать или доделать день, два, неделю — не стоит отчаиваться. Может быть два варианта развития событий, и оба хорошие. Первый: если это важное дело, то рано или поздно оно будет сделано. Второй: вполне может оказаться, что дело, кажущееся важным, не является таковым на самом деле, и Ваша интуиция пытается подсказать Вам это, строя препятствия.

Наконец, хочу остановиться на том, почему тайм-менеджмент так важен именно для меня.
В фотобанках очень жесткая конкуренция. Ежедневно сотни фотографов загружают свои работы на фотобанки. Если не делать так же (не грузить фотографии ежедневно), есть вполне реальный риск остаться с носом, потому что фотографии в поисковой выдаче отображаются по времени загрузки. Если не грузить новые работы, ранее загруженные уйдут на 10-ую, 100-ую страницу в выдаче. Каковы шансы, что покупатель дойдет до 100-ой страницы поиска? Практически нулевые. Вывод — фото надо грузить постоянно. Чтобы грузить фото постоянно, надо распланировать свое время так, чтобы каждый день в арсенале имелся десяток фотографий, готовых для загрузки. Тут-то и пригодится тайм-менеджмент.

Пожалуй, получилось несколько сумбурно. С радостью готова обсудить спорные моменты и просто побеседовать на тему :)
Повторюсь, что не претендую на истину. Сужу лишь по себе и для себя. Для меня план чрезвычайно важен, без плана я попросту не умею работать.

комментария 2

  1. Opera 11.11 Windows XP

    Божежтымой)) как созвучно! Давайте познакомимся — сайт мой указан, живу в Питере и заканчивала, кстати, Инжэкон))) в процессе изучения фотографии и пр. и пр.
    а это для размышлений — http://www.ivanpirog.com/, в тему статьи ;)

Добавить комментарий для Ameli K. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *