Майкл Фриман — Дао цифровой фотографии

Майкл Фриман Дао цифровой фотографии
Почему-то название книги Michael Freeman «The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photos» перевели на русский именно как «Дао цифровой фотографии«, хотя автор ничего такого не имел в виду. Путают бедных русских фотографов! Лично я сначала прочитала русский вариант, а потом решила поискать английский — перевод мне не очень понравился. Каково же было мое удивление, когда я не нашла у Фримана ничего про «дао»! Зато нашла книгу с интересным названием The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photos. Скачав эту книгу, мне пришлось удивиться снова — это и есть то самое Дао. Зачем путать людей?
Теперь расскажу о самой книге.


В общем и целом многое из того, о чем пишет Фриман, было мне уже известно по книге Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве«. Однако книгу Фримана читать приятнее, и на это есть по крайней мере 2 причины. Во-первых, в книге Фримана цветные иллюстрации. Мне приятнее смотреть на цветные картинки, особенно когда речь идет о тональности снимка или о том, как можно играть с настройками баланса белого. Во-вторых, Лидия Дыко жила в СССР и писала для советских людей. Что означает обилие слов про строительство светлого социалистического будущего, про заводы, стройки и прочее из мира советской пропаганды. Это немножко… Раздражает.
Поэтому книга Фримана — настоящее спасение. Тем, кто еще не читал книгу Дыко про композицию фотографии, можно ее не читать ;) Лучше прочесть Дао цифровой фотографии. Радости будет больше, а значит — будет больше пользы.
Книгу советую читать всем без исключения, потому что построение кадра — очень важная вещь. Мало научиться подбирать адекватную ситуации экспозицию и баланс белого, мало уметь управлять внешней вспышкой. Если построить кадр неверно, нарушить правила композиции, то можно утверждать почти со 100% вероятностью, что кадр будет испорчен. Конечно, на всякое правило есть свое исключение, но чтобы нарушать, сначала надо узнать правила ;) Тогда нарушение будет осознанным и приведет именно к тому эффекту, который был задуман.
Первая глава называется «Рамка кадра». В этой главе даются разъяснения о том, как заполнить кадр; как объекты снимка должны взаимодействовать с границами кадра; о важности линий — вертикаль, горизонталь, диагональ; конечно же, речь пойдет и о золотом сечении и его применении на практике; о смысле кадрирования (на примерах показано, как меняется сюжет фотографии в зависимости от кадрирования); несколько слов о приеме «кадр в кадре». Глава очень полезная, все утверждения сопровождаются иллюстрациями. Правда, на меня фотографии не произвели большого впечатления. Видимо, меня избаловал журнал National Geografic :)
Вторая глава под названием «Основы композиции» продолжит разговор, начатый в первой главе (ведь работа с линиями — это тоже часть композиционного построения кадра). В самом начале главы автор рассказывает о теории контрастов Иоганна Иттена, которую тот придумал еще в далеком 1920 году. Суть сводится к тому, что при построении кадра надо исходить из того, что в мире все основано на контрастах «много-мало», «мягкое-твердое», «большое-маленькое», «круглое-квадратное» и так далее. При съемке фотографии можно уделять внимание одному полюсу контраста или объединять в одном кадре оба полюса, чтобы возникло напряжение, противостояние.
Дальше Фриман рассказывает о законах гештальт-восприятия (гештальт — образ, общий вид, целостное образование). Гештальт-законы описывают то, как зритель видит фотографию, как воспринимает ее в целом, во взаимодействии всех ее частей. Фотография — это объединение всего, что есть в кадре, ради одной идеи. Достижению равновесия в кадре поможет изучение раздела про гештальт-теорию. Дисбаланс в кадре тоже должен иметь какую-то причину, и об этом Фриман рассказывает в разделе про баланс в кадре. После разговора о балансе речь заходит о перспективе. Перспектива имеет большое значение в фотографии, поскольку благодаря ей кадр становится объемным, обретает глубину.
Третья глава «Геометрические элементы и фотография» докажет, что в основе каждой фотографии лежит какая-либо геометрическая фигура — пункт (точка), несколько точек, прямая (вертикальная, горизонтальная, диагональная), кривая, окружность круг… Смысловой центр фотографии должен базироваться на форме одной из геометрических фигур.
Четвертая глава «Свет и цвет в композиции» расскажет о важности цвета, цветовых тонов, теней, полутонов для построения хорошей фотографии. Важно соблюдать правило сочетаемости цветов и не нарушать его без особых причин, иначе на фотографию будет попросту неприятно смотреть.
Наконец, глава пятая «Замысел» поможет грамотно подходить к процессу съемки — как выбрать идею для кадра, в чем преимущества и недостатки запланированной и спонтанной съемок, плюсы простой композиции. Шестая глава «Процесс» продолжает разговор, начатый в предыдущей главе, и начинается с идеи о том, что композицию надо максимально упрощать, не оставлять в кадре ничего лишнего, что отвлекало бы зрителя от основой идеи снимка. В процессе фотоохоты важно уметь ждать и ловить удачный момент, который может длиться всего секунду, зато фотография в результате получится выдающейся, одной на миллион.
Таково краткое описание содержания книги Майкла Фримана «Дао цифровой фотографии«. Надеюсь, мне удалось Вас заинтересовать :) Скачать и почитать книгу можно тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *