Баланс белого на фотографиях

Вчера я рассказывала о таких параметрах фотоаппарата, как выдержка, диафрагма фотоаппарата и светочувствительность. Сегодня я продолжу и на примерах покажу, насколько важен баланс белого.
О теории много рассуждать не буду. Про теоретические аспекты можно почитать где угодно, хоть на той же Википедии. Скажу лишь, что наш глаз автоматически производит коррекцию цветов в зависимости от освещения, и мы всегда видим белый цвет как белый. Фотоаппарат так не умеет, ему надо объяснить, что именно считать белым цветом. Для этого и нужно корректировать баланс белого.

Баланс белого можно устанавливать разными способами. На современных цифровых камерах (зеркальных и нет) есть примерно такие варианты: автоматически (тогда камера сама определит значение), солнечный день, облачно, тень, лампа накаливания, люминисцентная лампа. В зависимости от выбора варианта устанавливается значение баланса белого в Кельвинах. Так, дневной свет в Кельвинах будет равен примерно 5500 К, люминисцентная лампа — 3500-3900 (зависит от типа лампы). В некоторых фотоаппаратах значение можно выставлять вручную, выбирая нужную цифру.
Пора перейти к практическим примерам.

Неделю назад я фотографировала телебашню и решила доверить фотоаппарату выбор баланса белого. Вот что у него получилось:
Телебашня - неправильный ББ
Ничего хорошего фотоаппарат изобразить не смог. Цвета неестественные, желто-зеленые. Этим недостатком грешат многие фото, которые делаются вечером, когда уже включено уличное освещение. Может, такой эффект и интересен, но мне кажется сомнительным удовольствием разглядывать такие фото. Напоминает фильм ужасов, какой-нибудь Сайлент-Хилл.
Что до моей фотографии, то, поскольку я фотографирую только в RAW, у меня есть шикарная возможность спасти ситуацию и делать коррекцию баланс белого так, чтобы фото перестало напоминать кадры из другого измерения и приобрело нормальный вид — такой, как мы видим своими глазами. Результаты после коррекции:
Телебашня - правильный ББ
Мне кажется, что стало намного лучше.
Кстати, если на первое фото добавить человека, станет вообще страшно. Кожа будет желтой, как у мертвеца. Так что не пренебрегайте выбором ББ, потратьте 10 секунд на пристрелку и установите нужное значение.
Кроме естественности кадра, баланс белого помогает добиться нужного художественного эффекта. Напомню, изменение ББ может сделать фото белее теплых или холодных оттенков. Посмотрим, как это происходит на практике.
Осенний день, неяркое солнце сквозь облака. На фотоаппарате опять стоит параметр «Авто ББ» (фотографируя в формате RAW, я редко трачу время на тестовые снимки и подгонку значений баланса белого).
Вот что увидел фотоаппарат:
Осенний пейзаж - холодные тона
Значение баланса белого он установил как 4300 К.
Тона холодные, фотография получилась совсем минорной.
Открываем редактор RAW (мой любимый RawTherapee) и ставим на пробу значение 5400 К.
Осенний пейзаж - теплые тона
Совсем другое дело! Фотография приобрела теплые, солнечные оттенки. Если на предыдущем фото солнце почти не чувствовалось, то после коррекции тона стали солнечными, так что второе фото можно назвать «Золотая осень».
Может, кто-то не согласится со мной и скажет, что надо устанавливать такой ББ, чтобы тона были такими, как их видит глаз. Что же, я не претендую на истину :) Мне кажется, что можно позволить себе некую вольность в выборе баланса белого, но только до тех пор, пока цвета на фото все еще кажутся реальными, возможными в это время суток и время года. Будет смешно, если фотосессия на природе приобретет синие оттенки, правда?
На этом пока все. О чем еще было бы интересно послушать-почитать? :)
Кстати, микростоки очень придирчиво оценивают баланс белого. Порой они режут фото за отличие от верного значения (по их мнению) на какие-то 10-20 пунктов. Иногда это даже смешно. Но увы, с требованиями надо мириться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *